Родителям
 

Сенсорная интеграция у детей с нарушением в развитии

Учитель-дефектолог Углева Л. А.

Сенсорная интеграция — это название метода, суть которого в том, чтобы помочь детям восполнить дефицит сенсорного опыта. Мы часто, сами того не замечая, вызываем у детей сенсорные перегрузки зрения и слуха и сенсорный голод всего остального. Примерами могут послужить телевизор и компьютер.

Для того чтобы в памяти ребенка закрепилось любое понятие, его название, он должен его увидеть, услышать, попробовать и потрогать. И только в этом случае в головном мозге формируется эта связь. Сейчас много детей, у которых какая-либо связь или несколько выпадают.

Цель данного метода – научить одновременно обрабатывать информацию, получаемую головным мозгом от разных анализаторов. Сенсорная интеграция ориентирована на работу с базовыми сенсорными системами: вестибулярной, проприочувствительной, тактильной с дополнительным включением слуха, зрения и обоняния.

Проблемы сенсорной интеграции довольно распространены среди детей с такими нарушениями, как аутизм, задержка психического развития, задержка речевого развития, фетальный алкогольный синдром; так же наблюдается у детей, воспитываемых в условиях сенсорной депривации, например, в домах ребенка. Эти проблемы приводят к «нарушению сенсорной интеграции». Данный термин обозначает комплексное расстройство, при котором дети неправильно интерпретируют повседневную сенсорную информацию, в том числе тактильную, зрительную, слуховую, обонятельную, вкусовую и двигательную, что в свою очередь, приводит к проблемам поведения, обучения, развития речи, общения, координации и т.д. У детей с нарушениями сенсорной интеграции, чаще всего, одно или несколько чувств недостаточно развиты (гипосензитивность) или наоборот – чрезмерно чувствительны (гиперсинзитивность).

Проявления нарушений сенсорной интеграции у детей

1. Тактильная дисфункция: эмоциональное или негативное реагирование даже на легкое прикосновение; уход в себя, если прикосновение кажется ребенку скребущим и неприятным, ребенок начинает тереть то место, к которому прикасались; сверхреакция на боль (дети делают трагедию из-за малейшей царапины) или очень слабая реакция на боль; раздражение на новую одежду, особенно жесткую и колючую, на воротнички рубашки, ремни, шапки, носки и т.д.; избегание игр, в которых можно испачкаться (песок, рисование пальцами), или наоборот, не обращают внимание на грязь на лице; делают больно детям или домашним животным во время игры, не осознавая, что тем больно.

2. Вестибулярная дисфункция: медленно и осторожно двигаются, часто просто сидят на месте, или наоборот, испытывают потребность в постоянном движении; испытывают дискомфорт в лифте, на эскалаторе, укачиваются при езде в машине; боятся упасть, даже если такой угрозы нет; пугаются, когда находятся вниз головой. Для преодоления сенсорной интеграции используют разные упражнения.

При низкой сенсорной чувствительности необходимо использовать: тяжелые одеяла, спальные мешки, массажные коврики, растирание жёсткой мочалкой, развитие мелкой моторики, работа с материалами разной фактуры и плотности. При высокой сенсорной чувствительности: всегда предупреждайте ребенка, что вы собираетесь прикоснуться к нему, приближайтесь к нему только спереди помните, что объятия могут быть скорее болезненными, чем утешающими, постепенно знакомьте ребенка с различными текстурами – приготовьте для этого коробку с материалами (шерсть, шелк, бархатная бумага и т.д.), учите ребенка самостоятельным действиям, позволяющим регулировать чувствительность (например, при расчесывании волос и мытье).

Для стимуляции сенсорных функций (зрение, осязание, слух, обоняние) создаются сенсорные комнаты. В группах и кабинетах можно создать сенсорные уголки и наполнить их сенсорными играми.

Подробнее

 

Виды сенсорных игр при нарушениях сенсорной интеграции

Учитель-дефектолог Углева Л. А.

Игры с красками:

(рисование пальчиками, ладошками, штампами; смешивание цветов, перетекание красок друг в друга), водой, мыльными пузырями, льдом.

Игры с крупами, мукой, специями, чаем, кофе:

что мы делаем: устраиваем «дождь» из фасоли, гречки и т.д., при этом старательно подставляем под струи «дождя» все части тела; ходим босиком по сенсорным «лужам» после «дождя»; пересыпаем крупы с помощью баночек, формочек, ложек; зарываем в тазик с крупой и разыскиваем игрушки, конфеты; нюхаем крупы, специи, чай и кофе, определяем более «вкусный» запах; играем с мокрыми крупами; с кашей из крупы; насыпаем на поднос манку, или муку, или кофе и рисуем.

Игры с бытовыми предметами:

«Как пахнет ложка?», «Как звучит миксер?», «Сколько ложек можно поставить в стакан?» и др. Игры с пластиковой одноразовой посудой: строим дорожки и башни из стаканчиков; устраиваем «сенсорный дождь» из пластиковых тарелочек; шуршим тарелочками, стучим пластиковыми ложками по стаканчикам.

Игры с песком:

пересыпание песка, «зарывание» рук в песок, рисунки на песке.

Игры с тканями и бумагой:

трогаем различные виды тканей и бумаги: ситец, фланель, шерсть, картон, гофрированный картон, фольга, пекарская бумага. После того, как все это потрогаем, начинаем шуршать и оборачивать вокруг себя бумагу и ткани.

Игры с фруктами:

выкладываем узоры из долек мандарина, яблока, попутно изучая запах; трогаем пальчиками различные нарезанные фрукты в миске.

Игры с движением:

залезаем на стол и изучаем, как меняется комната, если смотреть на нее с высоты; ложимся на пол и ползем; перекатываемся с боку на бок; бегаем по сенсорным дорожкам.

Игры с сенсорными баночками:

различные баночки, наполненные крупой, монетками, колокольчиками, водой, блестками, маслом.

Игры со стеклянными шариками и кубиками «марблс»:

устраиваем «сухой бассейн» для пальчиков, раскладываем шарики в разные емкости; бросаем шарики и кубики в воду; перекатываем между пальцами.

Игры с массажерами для рук:

делаем массаж рук, используя деревянные и пластиковые массажеры, фактурные резинки для волос, ребристые мыльницы, погремушки - прорезыватели, силиконовые прихватки и т.д.

Все описанные игры, использование специального оборудования дает ребенку поток разнообразных по силе и направлению ощущений. В итоге происходит стимуляция нервной системы, улучшается сенсорная интеграция.

Подробнее

 

Игра и раннее развитие ребенка с синдромом Дауна

Учитель-дефектолог (логопед) Углева Л. А.

Раннее когнитивное развитие называется сенсомоторным развитием, потому что малыши познают мир с помощью органов чувств. Они трогают, хватают и тянут игрушки и другие предметы в рот: таким образом дети узнают, как выглядят разные вещи, каковы они на ощупь и на вкус, что с ними можно делать. Информация, поступающая от органов чувств, дает им представление о каждом предмете. Дети с синдромом Дауна учатся этому точно так же, но на их способность исследовать мир может повлиять замедленное двигательное развитие. Некоторым из них могут мешать сенсорные проблемы, например, они не любят, когда их руки мокрые и грязные. Обычно такая обостренная чувствительность у детей с синдромом Дауна с возрастом постепенно смягчается.

На следующей стадии дети знакомятся с понятием причины и следствия: они узнают, что игрушку можно заставить двигаться, если потянуть за веревочку; или услышать звук, если потрясти погремушку. Это помогает им позже перейти к решению простых задачек, например подбора предмета к отверстию соответствующей формы. Так же дети усваивают понятие постоянства существования предмета, то есть начинают понимать, что, если накрыть или спрятать какую-нибудь вещь, она от этого не исчезнет, и ищут спрятанные предметы.

Малыши с синдромом Дауна справляются с такими задачками в несколько более позднем возрасте, и по мере того, как задания усложняются, им становится труднее их решать. В этом случае полезно, чтобы в игре принимал участие еще кто-то, кто показал бы ребенку, как правильно действовать, но при этом не делал все за малыша. Такой подход, когда взрослый занимается с ребенком, помогая ему – сначала много, а потом все меньше и меньше, применяется ко всем детям, но малышу с синдромом Дауна может потребоваться больше поддержки и в течение более долгого времени. Он может сразу не увидеть все возможности, которые предлагает игрушка, и, если не подсказать ему, какой следующий шаг можно сделать в игре, он будет играть самым простым образом, повторяя одни и те же действия, стуча игрушками друг о друга, бросая их или раскладывая в ряд.

Исследования показывают, что детям с синдромом Дауна может быть сложнее, чем обычным, долго концентрироваться на решении задачи. Они могут даже использовать свои хорошие социальные навыки, чтобы отвлечь вас от объяснений. Так дети лишают себя возможности научиться новому и, соответственно, медленнее учатся рассуждать и получать удовлетворение от успешно выполненного задания.

(Взято из статьи Старцевой Светланы Николаевны)

 

Развивающая среда в монтессори-классе

Монтессори-педагог Воронова В.В.

8 9 10

 

Советы родителям по развитию речи неговорящих детей

Учитель-логопед Капустьян Ю.А.

11 12 13

 

М.Монтессори и ее система воспитания и обучения маленьких детей

7

МЕТОДИКА М. МОНТЕССОРИ основывается на разумном соотношении между свободой и четкой структурой, специально предназначенной для маленького ребенка. Метод включает детей в интересную для них деятельность, предоставляет тщательно разработанные дидактические материалы, которые привлекательны, просты в применении, соответствуют естественным возрастным особенностям ребенка. Возможность самоконтроля, заложенная в материалах, позволяет ребенку увидеть собственные ошибки. В этом случае взрослому не нужно указывать на промахи ребенка. Здесь нет соревнования. Каждый ребенок учится и работает в своем собственном темпе. Его никто не подгоняет и не навязывает шаблонные действия, не заставляет работать «как надо». Ребенок сам решает, чем именно он будет заниматься. Здесь нет четких указаний «иди рисуй», «иди лепи», «давайте построим домик из кубиков».

Главные задачи метода - это развитие у ребенка индивидуальности, самостоятельности и независимости, подтолкнуть к самовоспитанию, самообучению, саморазвитию.

М. Монтессори обратила внимание, а современная психология подтвердила, что у ребенка от 0 до 6 лет есть так называемые сензитивные периоды. Сензитивные периоды - промежутки времени, когда ребенок наиболее легко и естественно учится определенным вещам. Они длятся определенное время и проходят безвозвратно – независимо от того, удалось ли ребенку полностью воспользоваться их условиями для развития каких-либо своих способностей. Так, от 0 до 6 лет, в несколько этапов, у малыша проходит и сенсорное развитие, и развитие речи. Важный период (в среднем с 2,5 до 6 лет) – у детей возникают и закрепляются социальные навыки и социальное взаимодействие. Идеальное время приучить ребёнка к порядку – до 3 лет. С 0 -4,5 –это период движения и действия, с 1,5 -3 – маленькие предметы.

Основную мысль Марии Монтессори, которую необходимо постоянно иметь в виду - если детям приходится делать что-то вне рамок соответствующего сензитивного периода, то есть под принуждением (учиться читать, писать и проч.), то к результату они приходят позже или не приходят совсем.

Немаловажную роль играет Монтессори – педагог. Основная цель его сводится к пробуждению у ребёнка интереса к окружающему миру, желания и умения его исследовать, задавать вопросы и самостоятельно находить ответы; к стремлению сделать ребёнка активным участником обучения.

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ МОНТЕССОРИ-СИСТЕМЫ:

1. СВОБОДА ВЫБОРА. Дать возможность ребенку самостоятельно выбирать деятельность.

2. НАЛИЧИЕ СПЕЦИАЛЬНОГО КОМПЛЕКТА ДИДАКТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА МОНТЕССОРИ.

3. КОНТРОЛЬ ОШИБОК. В Монтессори-материалах заложен контроль ошибок, что позволяет ребенку самостоятельно увидеть ошибку и исправить её без помощи взрослого.

4. МОНТЕССОРИ-ПЕДАГОГ - ПЕДАГОГ, ПРОШЕДШИЙ СПЕЦИАЛЬНУЮ ПОДГОТОВКУ ПО СИСТЕМЕ МОНТЕССОРИ.

    5. НАЛИЧИЕ ОПРЕДЕЛЕННЫХ ПРАВИЛ РАБОТЫ В МОНТЕССОРИ-СРЕДЕ. Соблюдение правил:

  • убери за собой;
  • работа на ковриках;
  • по классу передвигаемся тихо;
  • твоя свобода заканчивается там, где начинается свобода другого и др.
  • приучение к порядку;
  • умение организовать свое рабочее место;
  • умение рационально использовать пространство;
  • умение нести ответственность за собственный выбор;
  • потребность в завершении действия (когда ребенку незаконченное дело доставляет дискомфорт).
  • Соблюдение правил тренирует адаптивные навыки ребенка и содействует развитию внутренней дисциплины.

6. РАЗНОВОЗРАСТНОСТЬ

7. НЕ ДЕЛАЙ ЗА РЕБЕНКА ТО, ЧТО ОН МОЖЕТ СДЕЛАТЬ САМ. Помоги мне это сделать самому! - главный девиз метода М. Монтессори.

8. ОТСУТСТВИЕ СОРЕВНОВАТЕЛЬНОГО МОТИВА. Не сравнивать ребенка с другими.

Одной из стимуляций к развитию выступает уровень и качество достигнутого относительно самого себя: «Я-вчера» и «Я-сегодня», а не «Я в сравнении с другим». Хвалить надо не ребенка, а его работу.

Все принципы имеют свои механизмы достижения, заложенных в каждом из них задач, и все они тесно связаны между собой. Только рассматривая и соблюдая их в совокупности, мы можем достичь всего того, для чего призвана существовать система Монтессори.

Подробнее

 

Развивающие игры из подручных материалов в работе с детьми с интеллектуальной недостаточностью

Учитель-дефектолог (логопед) Углева Л. А.

Перед специалистами дома-интерната для умственно отсталых детей стоит трудная задача: грамотно организовать коррекционно-воспитательный процесс, так как он имеет первостепенное значение, поскольку в ходе его происходит формирование познавательной деятельности, осуществляется коррекция недостатков психического и физического развития. В процессе этой кропотливой работы необходимо учитывать не только особенности, но и возможности каждого ребёнка.

Для осуществления педагогической работы с детьми, имеющими тяжёлые нарушения интеллекта необходима огромная предметная коррекционно-развивающая среда, которая представлена развивающими игрушками и играми по сенсорному воспитанию, развитию мелкой моторики, развитию речи и ознакомлению с окружающим миром, формированию элементарных математических представлений.

Безусловно, накопление такой оснащённой коррекционно-развивающей среды достигается различными путями, где немаловажное место уделяется изготовлению развивающих игр из подручных материалов. По своим развивающим свойствам они часто превосходят покупные аналоги. Такие игры вызывают огромный интерес у детей, их можно рекомендовать сделать родителям, воспитывающих детей с нарушением интеллекта. Они не так сложны в изготовлении, и при этом принесут пользу детям.

Развивающие игры из цветных крышек.

    Цветные крышки от пластиковых бутылок. Простые, разноцветные, удивительные крышки. Упражнения и игры с ними способствуют решению следующих задач:

  • формирование представлений о цвете и оттенках, геометрических фигурах;
  • формирование элементарных математических представлений – много, мало, один, два;
  • развитие психических процессов – внимания, восприятия, памяти, речи;
  • формирование навыка терпения и самоконтроля;
  • развитие умения регулировать движения.
  • Занятия с использованием крышек, конечно, нужно начинать с простого, постепенно усложняя задания. Приведу некоторые виды заданий:

  • выкладывание «Дорожка», «Змейка», «Бусы», «Новогодняя гирлянда»;
  • раскладывание крышек в разноцветные тарелочки;
  • раскладывание крышек в сумочки: много-мало, много-один, один-два и др.;
  • выкладывание геометрических фигур «Украсим круг (квадрат)»;
  • выкладывание силуэтных изображений – машина, солнце, гриб, дом;
  • выкладывание цифр, букв.

Развивающие игры с прищепками

Использование прищепок – это развитие не только тонких движений пальцев, но и, по мнению М.М.Кольцовой, «есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи – такой же, как артикуляционный аппарат. С этой точки зрения проекция руки есть ещё одна речевая зона мозга». Впервые игры с деревянными бельевыми прищепками использовала М. Монтессори, известный итальянский педагог. Но тогда эти предметы занимали незначительное место в её педагогической системе. Сейчас всё по-другому: промышленность выпускает прищепки разного цвета и размера. И я на собственном опыте убедилась, что нашим ребятам интересно с ними играть и при этом развиваться.

    При выполнении игровых упражнений с прищепками решаются следующие задачи:

  • развитие мелкой моторики пальцев рук;
  • развитие сенсорного восприятия (цвет, форма, величина);
  • развитие элементарного счёта;
  • стимуляция речи детей (все игровые действия с прищепками необходимо сопровождать речью);
  • развитие конструктивных способностей;
  • формирование положительного эмоционального контакта с взрослым.
  • На занятиях используем следующие развивающие упражнения:

  • «Солнышко» (к жёлтому кружку прикрепляем жёлтые прищепки);
  • «Красивые цветы» (к кружкам разного цвета прикрепляем соответствующие прищепки);
  • «Травка» (к зелёному прямоугольнику прикрепляем зелёные прищепки);
  • «Украсим баночку» (подбираем прищепки по цвету баночки);
  • «Украсим коробочку» (дети по желанию или по образцу украшают коробочку).

Развивающая игра «Волшебный мешочек»

Используя в работе с детьми эту игру, мы развиваем у детей словарный запас, понимание речи, осязательные способности, зрительную память, наблюдательность, мелкую моторику. Существуют различные варианты этой игры, которые я применяю в своей работе. Для работы будут необходимы красивые мешочки разных размеров.

Вариант 1. Убираем в мешочек знакомые детям предметы (например, по определённой лексической теме), при этом каждый предмет рассматриваем, рассказываем стишок. Потом просим ребёнка достать определённый предмет (доставать предметы нужно и правой, и левой рукой).

Вариант 2. Для этой игры потребуется два мешочка. В них убираем разные по текстуре предметы в двух экземплярах. Взрослый нащупывает в своём мешочке предмет, объясняет его свойства (круглый, резиновый, мягкий, деревянный и др.) и, называя его, достаёт из мешочка. Предлагает ребёнку найти такой же предмет в своём мешочке на ощупь.

    Вариант 3. В этой игре можно использовать 8-10 небольших мешочков. Наполнить их разными предметами, затем выполнять различные игровые упражнения:

  • найди мешочки с шариками;
  • найди мешочки с кубиками;
  • найди мешочки с мягкими (твёрдыми) предметами;
  • найди мешочки, где много, мало, один, два предмета.
  • Варианты могут быть различны, в зависимости оттого, что мы развиваем. В качестве наполнителей подойдут крупы, мелкие шарики, пуговицы, макаронные изделия, камешки, песок, синтепон, луковая шелуха и т.д.

Вариант 4. «Тактильный мешочек» - развивающая игра на развитие памяти, мелкой моторики, тактильных ощущений. Эта игра создана по методике М. Монтессори и она есть в продаже. Но её нетрудно изготовить и самим: в одинаковые крышечки из-под сока вклеиваем кружочки из разного тактильного материала – наждачной бумаги, ковролина, кожи, меха, гофрокартона. Для начала изучаем с ребёнком крышечки, прощупываем, находим одинаковые. Затем в яркий красивый мешочек убираем несколько пар крышек, стараемся вытащить одинаковые. Постепенно увеличиваем число крышек, используя новы текстурные материалы.

В своё время ещё Л. С. Выготский указал на то, что глубоко отсталый ребёнок способен овладеть определённым уровнем познавательной деятельности, речи и несложными видами труда. Процесс обучения такого ребёнка будет носить развивающий характер только при условии посильности для него предложенных упражнений, заданий и игр. Как показывает практика работы с детьми с нарушениями интеллекта, что развивающие игры (и сделанные своими руками, и приобретённые в магазине) способствуют активизации познавательной деятельности, оказывают благоприятное влияние на развитие ребёнка, его поведение и общение с детьми и взрослыми.

Подробнее

 

Особенности сенсорного воспитания детей с интеллектуальными нарушениями

Учитель-дефектолог (логопед) Углева Л. А.

Проблемы интеллектуального развития выражаются, прежде всего, в нарушении познавательной деятельности. Чем ярче выражено нарушение познавательной деятельности, тем более глубокое интеллектуальное недоразвитие оно означает. У детей с интеллектуальной недостаточностью снижены ориентировочная деятельность и потребность в новых впечатлениях, способность к обобщению, выделению существенного при оперировании новым материалом, комбинированию элементов по наглядному образцу и представлению, установлению смысловых связей между понятиями и терминами, их обозначающими, то есть наблюдается недостаточность развития словесно-логического мышления.

Понятно, что таким детям нужна специальная коррекционная помощь в разном объеме, в зависимости от структуры и степени тяжести нарушения умственного развития. И первый шаг по оказанию помощи – сенсомоторное развитие ребенка. Сенсорное развитие ребенка с интеллектуальной недостаточностью, в целом, отстает по срокам формирования и проходит неравномерно. Узость объема и общая пассивность восприятия, недифференцированность, замедленность процесса переработки поступающей через органы чувств информации затрудняют знакомство с окружающим миром. Поисковые действия таких детей характеризуются импульсивностью, хаотичностью. Отсутствует планомерность в обследовании объекта, какой бы канал восприятия (слуховой, зрительный, тактильный и т.д.) не использовался, а по результатам проявляется меньшая полнота и недостаточная точность, односторонность полученной информации. Нарушения зрительной сферы обычно проявляются в бедности и недифференцированности, инертности и непрочности зрительных образов, в отсутствии адекватной связи слова со зрительным представлением предмета. Дети выделяют наиболее яркие, видимые признаки, зачастую недооценивая те, которые важны для формирования обобщенного образа. При этом у них не возникает стремления рассмотреть во всех деталях предмет или явление, разобраться во всех его свойствах. Недостаточность предметно-пространственных представлений проявляется в их неточности, быстром забывании не только деталей, но и важных элементов, уподоблении образов одних объектов другим. Восприятием пространственных отношений, как и временных, дети овладевают с трудом в силу ряда специфических особенностей как одних, так и других отношений ( например, абстрактности, относительности и др.). Ошибки в распознании предметов при осязании зачастую обусловлены асинхронностью и несогласованностью движений рук, импульсивностью, поспешностью и недостаточной сосредоточенностью ребенка. Кроме того, у многих детей с проблемами развития отмечается скованность, недостаточный объем движений, нарушение их произвольности, недоразвитием мелкой моторики. Слабое различение мышечных ощущений (а это и есть кинестетические ощущения) приводит к плохой координации. Такие дети отличаются пониженной работоспособностью, быстро устают. Кинетический фактор (или моторная составляющая) является ведущим при осуществлении зрительно-моторных, слухо -моторных, рече -моторных, ритмико -моторных и других координаций. Отметим, что у детей с проблемами развития данные виды координаций без специальной работы не формируются. Дети с интеллектуальной недостаточностью также слабо осознают возможности обонятельного, вкусового анализаторов. Но при этом происходит восприятие предмета (объекта, явления) с помощью разнообразных органов чувств и дает более полное и правильное представление о нем, помогает узнавать предмет по одному или нескольким свойствам ( включая запах, вкус и др.). У детей указанной категории имеют место нарушения ощущений различной модальности и, соответственно, восприятия объектов, явлений и ситуаций. Отметим, что выделенные особенности восприятия четко видны у детей и дошкольного и младшего школьного возраста. Но, как показывает практика, они постепенно сглаживаются под влиянием специального (коррекционного) обучения. Развитие ощущений и восприятий, с одной стороны, происходит в процессе коррекции личности ребенка в целом: во время занятий трудом, на занятиях по лепке, рисованию, в учебной деятельности, во время игр, экскурсий на природу и т.д.,источником расширения сенсорного опыта являются окружающие детей техника, строительство, бытовой труд, природа. С другой стороны – ведущей формой сенсорного воспитания и обучения являются специальные занятия, основанные на прямом обучающем воздействии педагога, его указаниях и образцах словесного, наглядного и действенного характера. Для организации обучения и воспитания детей с проблемами развития очень важно вызвать и поддерживать у нихинтерес к окружающему. И здесь неоценимы игры и игровые упражнения, которые должны привлечь внимание, заинтересовать. В ходе интересных игровых действий (отгадывание и загадывание, изображение различных жизненных ситуаций, соревнования в достижении результата и др.) дети получают и закрепляют определенный сенсорный опыт. При использовании любой из форм сенсорного развития ведущая роль принадлежит педагогу. Он объясняет и показывает способы действия: как надо рассматривать, вслушиваться, сравнивать, припоминать, а также направляет деятельность детей на самостоятельное использование этих и других способов применительно к разному содержанию. В случае затруднения – вместе с детьми устраняет их, сохраняя при этом самостоятельность действий и активность детей. Представления, которые формируются у детей при получении непосредственного чувственного опыта, обогащении впечатлениями, приобретают обобщенный характер, выражаются в элементарных суждениях. Таким образом, становится ясно, что сенсорное воспитание, включенное в дидактическую систему занятий, является неотъемлимой частью умственного развития детей с интеллектуальными нарушениями.

Подробнее

 

Интернет-сервис "Дом и семья в регионах России"

Целями данного бесплатного ресурса являются:
Информирование широких кругов общественности о работе региональных и муниципальных органов власти по решению комплексных проблем социальной поддержки и социального обслуживания граждан, семей, имеющих детей, образования и культурного развития подрастающего поколения;
Анализ эффективности принимаемых мер по улучшению положения слабо защищенных слоев населения;
Размещение информации о наиболее конкурентных направлениях деятельности профильных организаций в вопросах обеспечения здорового образа жизни детей, образования, нравственного и патриотического воспитания, раскрытия их возможностей и творческого потенциала;
Обмен лучшими практиками обеспечения комфортной, благожелательной и безопасной среды для жизни молодых семей;
Постоянный мониторинг перспективных проектов в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях, направленных на защиту прав каждой российской семьи и обеспечение равных возможностей для всестороннего развития и самореализации детей и молодежи. В рубрике "Дом и семья" зарегистрированные на портале органы исполнительной власти субъектов РФ, администрации городских округов, муниципальных районов, городских и сельских поселений актуализируют информацию касательно формирования и развития оптимальной системы социального обслуживания населения, организации адресной социальной поддержки граждан, семей и детей, содействия расширению спектра и повышению качества предоставляемых образовательных и социальных услуг.
Профильные организации, родители и воспитатели могут самостоятельно размещать и редактировать актуальные статьи, новости и обзоры по вопросам воспитания и сохранения традиционных семейных устоев, демонстрировать позитивные примеры совершенствования методов образования и обучения для всех категорий детей в регионах России, а также публиковать любопытные фото и видео-материалы, посвященные талантам детей и молодежи из регионов России. Процедура упрощенной регистрации авторов осуществляется на Главной странице, где публикуются "Последние новости" . Поскольку данный информационный ресурс направлен на формирование позитивного имиджа регионов России в деле повышения общественного статуса семьи, отцовства и материнства, выработке новых форм воспитания и обучения детей, а также демонстрации их талантов зарегистрируйтесь , чтобы СТАТЬ ОФИЦИАЛЬНЫМ АВТОРОМ и размещать актуальную информацию о Вашей организации или рассказать о своей семье.



 

Речевое развитие

Все дети проходят определенные этапы в развитии речи: сначала ребенок гулит, затем лепечет, говорит слова и, наконец, фразы. Важную роль в прохождении этих периодов играют родители, которые разговаривают с малышом, рассказывают ему об окружающих предметах и явлениях, побуждают кроху отвечать. Но иногда бывает так, что ребенок мало гулит и лепечет, у него поздно появляются первые слова и фразы или же, уже в сформированной речи возникают какие-либо проблемы в произношении, в освоении письмом и чтением.

Нарушения речи могут появиться в любом возрасте. Если Вы заметили что с речью малыша что-то не так, не тяните время. Специалист всегда готов помочь Вам. Сейчас мы с Вами рассмотрим развитие речи в норме у детей.

Итак:

2-3 месяца: гуление (произнесение звуков «а», «ы» , «у», иногда в сочетании с «г»);

7-9 месяцев: лепет (произнесение одинаковых слогов: «ма-ма-ма», «дя-дя-дя», «ба-ба-ба»);

9-11 месяцев: малыш начинает подражать звукам речи взрослых;

11-13 месяцев: появляются первые осмысленные слова из двух одинаковых слогов («папа», «мама», «баба», «дядя»), ребёнок может выполнить простую инструкцию "дай чашку", "поцелуй маму";

2-3 года: появляются первые предложения, ребёнок может рассказать небольшое стихотворение;

3-4 года: ребенок знает некоторые буквы, играя с игрушками говорит за себя и за них, правильно держит карандаш или ручку;

5 и старше: ребёнок постепенно и планомерно, (без скачков) поэтапно овладевает чтением и письмом.;


Теперь рассмотрим признаки, по которым родители малышей могут определить наличие у их чад нарушений речи.

    Если ребенок:

  • к концу 4-ого месяца не улыбается, когда с ним говорят и не гулит;
  • к концу 5-ого месяца не прислушивается к музыке;
  • к 7-ому месяцу не узнает голоса близких, не реагирует на интонации;
  • к концу 9-ого месяца отсутствует лепет и ребенок не может повторять за взрослыми звукосочетания и слоги, подражая интонации говорящего;
  • к концу 10-ого месяца малыш не машет головой в знак отрицания или ручкой в знак прощания;
  • к 1 году ребенок не может произнести ни слова и не выполняет простейшие просьбы («дай», «покажи», «принеси»);
  • к году 4-м месяцам не может назвать маму «мамой», а папу «папой»;
  • к году 9-ти месяцам не может произнести 5-6 осмысленных слов;
  • к 2 годам не показывает части тела, которые ему называют; не выполняет сложные просьбы («пойди в комнату и возьми там книгу»), и не узнает близких на фотографиях;
  • к 2,5 годам не знает разницу между понятиями «большой» и «маленький»; если в этот период и после в речи ребенка появляются запинки, большие паузы;
  • в 3 года не может пересказать короткие стихи и сказки, не может определить, какой из предметов самый большой, не может сказать, как его имя и фамилия;
  • в 4 года не знает названия цветов, не может рассказать ни одного стихотворения;
  • в 5 и старше наблюдаются неправильное построение фраз, трудности в обучении чтению и письму, отставание в школьной программе...

Это повод обратиться за советом к логопеду.

Все родители, заметив что у ребенка есть проблемы с развитием речи, стремятся понять, чем они вызваны и стремятся избавиться от недуга всеми возможными средствами. Не стоит гадать и пытаться самостоятельно поставить "диагноз" и устранить нарушение, теряя время можно навредить. Нужно успокоиться, настроиться на благоприятный лад и обратиться за советом к специалисту.

Важно обязательно помнить что ребенок зависим от родителей и чутко чувствует Ваше настроение, которое, как правило, копирует.

Подробнее

 

Рекомендации психолога родителям, имеющим детей с отклонениями в развитии:

1. Никогда не жалейте ребёнка из-за того, что он не такой, как все.

2. Дарите ребёнку свою любовь и внимание, но не забывайте, что есть и другие члены семьи, которые в них тоже нуждаются.

3. Организуйте свой быт так, чтобы никто в семье не чувствовал себя "жертвой", отказываясь от своей личной жизни.

4. Не ограждайте ребёнка от обязанностей и проблем. Решайте все дела вместе с ним.

5. Предоставьте ребёнку самостоятельность в действиях и принятии решений.

6. Следите за своей внешностью и поведением. Ребёнок должен гордиться вами.

7. Не бойтесь отказать ребёнку в чём-либо, если считаете его требования чрезмерными.

8. Чаще разговаривайте с ребёнком. Помните, что ни телевизор, ни радио не заменят вас.

9. Не ограничивайте ребёнка в общении со сверстниками.

10. Не отказывайтесь от встречи с друзьями, приглашайте их в гости.

11. Чаще прибегайте к советам педагогов и психологов.

12. Больше читайте, и не только специальную литературу, но и художественную.

13. Общайтесь с семьями, где есть дети с отклонениями в развитии. Передавайте свой опыт и перенимайте чужой.

14. Не изводите себя упрёками. В том, что у вас больной ребёнок, вы не виноваты.

15. Помните, что когда-нибудь ребёнок повзрослеет и ему придётся жить самостоятельно. Готовьте его к будущей жизни, говорите о ней.

Подробнее

 

Поведенческие и эмоционально-личностные проблемы (упрямство, капризы, непослушание, повышенная двигательная возбудимость и др.)

1. Как только ребёнок начинает капризничать, обнимите его, уверьте в своей любви и постарайтесь отвлечь от каприза.

2. Если не удалось это сделать, оставьте его в покое, не обращайте на него внимания, не принимайте в этой сцене участия. Сохраняйте спокойствие и равнодушие, что бы ребёнок ни делал.

3. Если ребёнку когда-то удалось добиться своего с помощью каприза, он будет прибегать к этому способу всё чаще и чаще.

4. Когда ребёнок успокоится, ласково поговорите с ним. Скажите ему, как вас огорчило его поведение, выразите уверенность, что в дальнейшем он будет вести себя лучше.

5. Дети не умеют управлять ни своим возмущением, ни чувством вины. Поэтому нельзя проявлять после истерики ребёнка недовольство, ругать и упрекать его, грозить наказанием, а лучше сказать ему, что он уже достаточно наказал самого себя, и показать, что, несмотря ни на что, вы его любите.

6. Ребёнок гораздо охотнее примет указания, советы и будет следовать им, если будет совершенно уверен в том, что его любят безусловной любовью, если поверит в доброе отношение к себе.

7. Постарайтесь поменьше читать мораль, устанавливать запреты, указывать, наказывать, давить и побольше проявляйте тепла, доброжелательности, спокойствия, терпения, ласки, снисходительности, даже ценной некоторых компромиссов.

8. Уделяйте ребенку внимание не тогда, когда он «плохой», а когда он «хороший». Главное – замечать ребёнка именно в те минуты, когда он незамечен, когда не выкидывает никаких «фокусов», чтобы привлечь к себе внимание. А в случае «фокусов» - свести все замечания к минимуму, и в первую очередь свести к минимуму эмоциональность реакций на его поведение, так как именно эмоциональности ребёнок и добивается от взрослых своими выходками.

Подробнее

 

Проблемы в развитии психических процессов

1. При нарушениях памяти надо постараться минимизировать объем заучиваемого материала, добиваясь не дословного запоминания, а общего понимания материала. В тех случаях, когда все же требуется дословное заучивание, нужно проводить его маленькими порциями, добиваясь полного выучивания каждой такой порции, прежде чем переходить к следующей. Например, заучивая стихотворение, удобно учить его по одному четверостишию (не пытаясь повторять все стихотворение целиком). Однако перед началом выучивания нужно подробно разобрать с ребенком развитие темы, чтобы впоследствии четверостишия не менялись местами. Полезно учить ребенка образно представлять себе то, что требуется запомнить, привлекать самые разнообразные ассоциации.

2. Учите ребенка планировать свои действия. Планирование должно стать обязательным, но коротким этапом, предваряющим каждое действие. "В двух словах скажи, как будешь решать эту задачу" - подобными предложениями взрослый может побуждать ребенка к планированию действий. Принимаясь за уроки, ребенок должен решить, в какой последовательности он их будет выполнять. Этот общий план нужно не только составить, но и материально закрепить: достать все, что нужно для приготовления уроков, сложить учебники и тетради на рабочем месте именно в той последовательности, которая намечена в плане.

3. Если у ребенка замедлен темп деятельности, то эту особенность следует просто учитывать. Нельзя осуждать ребенка за медлительность, над которой он не властен. Следует понимать, что при его темповых характеристиках нужно регулировать объем работы.

    4. В целях развития речи:

  • после чтения вслух сказок, рассказов попросите ребенка пересказать услышанное (можно с опорой на иллюстрации), ответить на вопросы, задать свои (для детей дошкольного возраста);
  • тренируйте детей в пересказе прочитанного произведения;
  • упражняйте детей в построении выводов, рассуждений, учите доказывать свое мнение, выражать его;
  • развивайте умение строить рассказ по картинке, заданному плану, по теме;
  • объясняйте ребенку значения непонятных ему слов

    5. Развитие мелкой моторики находится в тесной связи с развитием речи и мышлением ребенка. Поэтому желательно ежедневно делать упражнения на развитие мелкой моторики:

  • катать по очереди каждым пальцем камешки, мелкие бусины, шарики;
  • разминать пальцами пластилин;
  • сжимать и разжимать кулачки, делать мягкие кулачки, в которые взрослый может просунуть палец, и крепкие, которые не разожмешь;
  • показывать отдельно только один палец – указательный, затем два – указательный и средний, далее три, четыре и пять;
  • барабанить всеми пальцами обеих рук по столу, каждым пальцем поочередно;
  • нанизывать крупные пуговицы, бусины, шарики на нитку;
  • завязывать узлы на толстой веревке, шнуре.
Подробнее

 

Памятка для родителей, имеющих ребенка с дефицитом внимания.

  • прежде чем поручить ребенку что-либо сделать, нужно четко представлять себе, сможет ли он с этим справиться;
  • установить твердый распорядок дня;
  • придумать гибкую систему вознаграждения за хорошо выполненное задание;
  • чаще показывать ребенку, как лучше выполнить то или иное задание, не отвлекаясь;

  • каждый раз следует убеждаться в том, что ребенок видит связь между поступком и его последствием;
  • можно подписывать со своим ребенком соглашения типа: «Я, Алексей, обязуюсь два дня не опаздывать в школу. Если я это выполню, то смогу смотреть телевизор на 30 минут дольше»;
  • не следует предотвращать последствия забывчивости ребенка (убирать за ним вещи и игрушки);
  • не следует давать ребенку только директивные указания (лучше говорить с ним в мягкой форме);
  • напоминать ребенку о его обязанностях следует не только в устной форме (можно их повесить на стенку);
  • пусть ребенок принимает участие в обсуждении круга его обязанностей;
  • следует снизить влияние отвлекающих факторов во время выполнения задания;
  • не разрешайте откладывать выполнение дел на другое время;
  • включите в обязанность еженедельную уборку ребенком своей комнаты, стирку одежды, мытье игрушек;
  • поддерживайте такую атмосферу в доме, когда работают все вместе, поддерживая порядок в доме;
  • помогите ребенку приступить к выполнению задания, так как начало для него самое трудное;
  • по мере выполнения поручений ребенок вычеркивает их из списка, который должен составляться для него ежедневно;
  • предложите ребенку ставить плюсы, напротив правильно выполненных заданий и пусть он получит от вас за них вознаграждение.
Подробнее

 

Практические рекомендации родителям детей и подростков с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ)

В домашней программе коррекции детей и подростков с СДВГ должен преобладать поведенческий аспект.

    1. Изменение поведения взрослого и его отношения к ребенку:

  • проявляйте достаточно твердости и последовательности в воспитании; помните, что чрезмерная болтливость, подвижность и недисциплинированность не являются умышленными;
  • контролируйте поведение ребенка или подростка, не навязывая ему жестких правил;
  • не давайте ребенку или подростку категоричных указаний, избегайте говорить «нет» и «нельзя»;
  • реагируйте на действия ребенка, подростка неожиданным способом (пошутите, повторите его действия, сфотографируйте его);
  • повторяйте свою просьбу одними и теми же словами много раз;
  • не настаивайте на том, чтобы ребенок или подросток обязательно принес извинения за проступок;
  • всегда выслушивайте то, что он хочет сказать.

    2. Изменение психологического микроклимата в семье:

  • проводите досуг всей семьёй;
  • не допускайте ссор в присутствии ребёнка.

    3. Организация режима дня и места для занятий:

  • установите твердый распорядок дня для ребёнка и всех членов семьи;
  • снижайте влияние отвлекающих факторов во время выполнения ребёнком задания (не говорите по телефону, не делайте многочисленные замечания);
  • оградите гиперактивного ребёнка или подростка от длительных занятий на компьютере и просмотра телевизионных передач (только 1-1,5 часа в день);
  • по возможности избегайте больших скоплений людей;
  • помните, что переутомление способствует снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности.

    4. Специальная поведенческая программа:

  • придумайте гибкую систему вознаграждений за хорошо выполненное задание и наказаний за плохое поведение (можно использовать балльную систему, завести дневник самоконтроля);
  • не прибегайте к физическому наказанию (если есть необходимость прибегнуть к наказанию, то целесообразно использовать спокойное сидение в определённом месте после совершения поступка);
  • чаще хвалите ребенка, подростка (порог чувствительности к отрицательным стимулам у них очень низок дети и подростки с СДВГ не воспринимают выговоры, однако, чувствительны к поощрениям);
  • не давайте детям поручений, не соответствующих их уровню развития, возрасту и особенностям;
  • помните, что вербальные средства (убеждения, призывы, беседы) редко оказываются результативными;
  • помните, что для ребенка и подростка с СДВГ наиболее действенными будут средства убеждения «через тело» (лишение удовольствия, лакомства; запрет на приятную деятельность, телефонные разговоры);
  • используйте прием «выключенного времени» (изоляция, домашний арест, досрочное отправление в постель);
  • применяйте при необходимости холдинг, или простое удержание в «железных объятиях»;
  • полезным может стать, например, внеочередное дежурство по кухне.

Помните, что вслед за понесенным наказанием необходимо позитивное эмоциональное подкрепление, знаки «принятия». В коррекции поведения детей и подростков с СДВГ большую роль играет методика «позитивной модели», заключающаяся в постоянном поощрении желательного поведения и игнорировании нежелательного. Помните, что невозможно добиться исчезновения СДВГ за несколько месяцев и даже за несколько лет. Признаки гиперактивности исчезают по мере взросления, а импульсивность и дефицит внимания могут сохраниться и во взрослой жизни.

Подробнее

 

Профилактика и коррекция агрессивного поведения в детском возрасте (правила реагирования на проявление агрессии)

Правило 1. Игнорировать незначительную агрессию.

    Если дети проявляют агрессию в допустимых пределах и агрессия не представляет опасности, то целесообразно:

  • просто проигнорировать такую реакцию ребенка;
  • показать, что Вы понимаете чувства ребенка: «Я понимаю, что тебе обидно», «Я пониманию, что ты злишься»;
  • переключить внимание ребенка;
  • обозначить состояние и поведение ребенка: «Ты злишься, потому что ты устал».

Правило 2. Акцентировать внимание на поступках (поведении) ребенка, а не на личности ребенка.

При оценке и анализе поступка ребенка следует обсудить только конкретное поведение ребенка по принципу «здесь и сейчас»: что произошло, почему такое поведение неприемлемо, избегая оценки других поступков и личности ребенка в целом, иначе у ребенка возникает ощущение несправедливого к нему отношения (не всегда же он «плохой», «агрессивный», «злой» и т.п.). К тому же окружающие начинают воспринимать такого ребенка как агрессивного, ожидая от него соответствующего поведения. Необходимо четко разграничивать поведение и личность ребенка.

    Давая оценку поведения ребенка, можно использовать следующие приемы:

  • констатировать факт: «Ты ведешь себя агрессивно». «Ты переступаешь допустимую черту»;
  • задать констатирующий вопрос: «Ты злишься?»;
  • раскрыть мотивы поведения: «Ты хочешь продемонстрировать свою силу?»;
  • сообщить о своих чувствах по отношению к нежелательному .поведению: «Мне не нравится, когда со мной так разговаривают»;
  • аппелировать к правилам: «Ты нарушаешь правило».

Правило 3. Контролировать собственные негативные эмоции.

Когда ребенок проявляет агрессию, это вызывает у окружающих негативные эмоции (раздражение, гнев, возмущение, беспомощность). Взрослым необходимо признать, что негативные переживания являются нормальными и естественными в данной ситуации. Важно понять характер этих переживаний, их силу и длительность. Взрослые должны контролировать свои негативные эмоции при взаимодействии с агрессивными детьми, иначе они сами становятся источником агрессии и провоцируют детей на проявление агрессии. Дети могут специально вызывать гнев и раздражение педагога, чтобы вывести его из себя, показать его слабость. Особенно это характерно для подростков, желающих противопоставить себя взрослым и утвердиться в глазах сверстников.

Правило 4. Не усиливать напряжение ситуации.

    Пытаясь снизить напряженность ситуации, взрослые часто прибегают к способам, которые, наоборот, усиливают напряжение и агрессию:

  • повышение голоса, устрашающий тон;
  • демонстрация власти: «Учитель здесь я», «Как я сказал, так и будет»;
  • крик, негодование;
  • агрессивные позы и жесты: сжатые челюсти, перекрещенные или сцепленные руки, разговор «сквозь зубы»;
  • сарказм, насмешки;
  • оценка личности ученика, его родителей или друзей;
  • использование физической силы;
  • втягивание в конфликт других людей, непричастных к нему (классного руководителя, завуча, директора);
  • настаивание на своей правоте;
  • нотации;
  • угрозы и наказания;
  • оправдания, защиты;
  • обобщения типа: «Вы все одинаковые», «С вами со всеми нельзя по-нормальному»;
  • придирки;
  • передразнивание;
  • сравнение ребенка с другими детьми;
  • команды, жесткие требования, давление;
  • подкуп, награды.

Такие действия взрослых могут остановить проступок лишь на короткое время.

Правило 5. Обсуждать проступок.

Важным в профилактике агрессивного поведения детей является обсуждение такого поведения. При этом анализировать поступок следует не и момент, когда стороны возбуждены, а после того, как они успокоятся. Вместе с тем, обсуждение необходимо проводить как можно быстрее после инцидента. Лучше это делать без свидетелей, а в группе (классе) обсудить потом. Во время обсуждения взрослый должен сохранять (демонстрировать) спокойствие и доброжелательность, оценивать не личность ребенка, а его действия. Важно подробно обсудить негативные последствия агрессивного поведения не только для окружающих, но и для самого ребенка.

Правило 6. Сохранять положительную репутацию.

    Для ребенка важным является сохранение самоуважения и уважения в глазах других людей. Для этого целесообразно:

  • публично минимизировать вину ребенка («Ты неважно себя чувствуешь», «Ты не хотел его обидеть»), что не относится к последующей индивидуальной беседе;
  • не требовать полного подчинения, позволить ребенку выполнить требование взрослого по-своему;
  • предложить ребенку компромисс, договор со взаимными уступками.

Правило 7. Демонстрировать модели неагрессивного поведения.

    Взрослый должен демонстрировать модели поведения, альтернативные агрессии. Такое поведение, снижающее напряженность отношений, может включать:

  • выдерживание паузы (молчаливое заинтересованное выслушивание);
  • тайм-аут - предоставить ребенку возможность успокоиться наедине;
  • внушение спокойствия невербальными средствами;
  • прояснение ситуации с помощью наводящих вопросов;
  • использование юмора;
  • признание чувств и интересов ребенка;
  • сообщение о своих чувствах и интересах;
  • апелляция к правилам.
Подробнее

 

Учитель-дефектолог (логопед) Углева Л. А.

1 2 3 4 5 6